МЕНЮ

МЕНЮ  гуморески  инфо



МЕНЮ

МЕНЮ  гуморески  инфо 
Особенности ремонта и обновления мебели

Особенности ремонта и обновления мебели

Основным требованием в выборе мебели из массива являются не только её эстетические показатели. Мебель обязательно должна быть прочной и долговечной. При бережном отношении и своевременном ремонте она может служить долгое время многим поколениям. Поэтому одно из технических требований к мебельным изделиям заключается в том, чтобы эти изделия в процессе эксплуатации максимально долго сохраняли свою прочность и презентабельность. Чтобы увеличить срок службы мебельных изделий возникает необходимость в правильном уходе и эксплуатации, дабы минимизировать появление различных дефектов.

Причины возникновения дефектов, как и способы их предупреждения различны. Если мебель хранится в неблагоприятных условиях, то могут возникнуть следующие дефекты:

— потускнение лакированных поверхностей,

— образование воздушных пузырей,

— шероховатости изделий,

— отслаивание облицовочной фанеры,

— разбухание древесины дверок и ящиков,

— появление ржавчины на металлических частях изделий,

— плесень на набивочных, настилочных и облицовочных материалах мягкой мебели,

— ослабление (расклеивание) шиповых соединений,

— образование зазоров свыше нормы между подвижными частями мебели.

Трещины и коробление деталей и узлов мебели образуется вследствие нахождения ее в сырых и неотапливаемых помещениях, в помещениях с повышенной температурой и малой относительной влажностью воздуха, от установки мебели в непосредственной близости от отопительных или нагревательных приборов, от неправильного обращения с мебелью.

Образование вмятин, потертостей, царапин, защепов, заколов, разрывов тканей и других дефектов происходит из-за неаккуратного обращения с мебелью при переносе, расстановке и установлению.

Если мебель находится в помещении, где отсутствует регулярное проветривание, недостаточна циркуляция воздуха из-за тесноты и т.п., то в этих условиях в древесине может появиться мебельный жучок-точильщик, домовый усач, а самое отвратительное — это если заводятся тараканы и клопы.

Перечисленные дефекты могут и не возникнуть, если мебель будет находиться в помещении не ниже 10 градусов с относительной влажностью воздуха не выше 65% и если предохранять ее от загрязнений. Мебель следует устанавливать не ближе 0,5 м от отопительных приборов и не подвергать действию прямых солнечных лучей, от которых деревянные части изделия растрескиваются, коробятся и меняют цвет текстуры древесины и отделочного покрытия. Мебель следует осторожно переносить, расставлять, предохраняя от ударов и соприкосновений (царапин).

Вовремя проведенный предупредительный ремонт по обновления мебели позволит сохранить изделие на более длительный срок.

Как показал сравнительный анализ дефектов мебели, они касаются всех видов мебели: корпусной, решетчатой, кухонной и мягкой, при этом удельный вес дефектов колеблется в весьма широких пределах.

Дефекты мебели можно систематизировать по группам, близким или сходным между собой по технологическим и конструктивным признакам, и разделить дефекты мебели на следующие основные группы:

— ослабление или полное разрушение шиповых соединений, в том числе брусковых, ящичных,

— износ и поломка отдельных деталей и узлов мебели, в том числе брусковых элементов фанерованной и нефанерованной конструкции, например, полозки, пилястры, раскладки, штапики, ножки, царги, карнизы и др., — щитовых элементов мебели с лицевой и нелицевой поверхности,

— гнутоклеенных элементов мебели и др.

Износ лакокрасочной пленки и дефекты фанерования — отслаивание облицовочного шпона в виде чижей, вырывов, сколов и др., нарушение поверхности лаковой пленки или ее полный износ в связи с небрежным обращением или от длительной эксплуатации; износ мягких элементов мебели, увязочного, набивочного, настилочного и покровного материалов; поломка и полная порча пружин, фурнитуры крепежной и лицевой, а также частичная или полная порча комплектующих мебель деталей — стекол, пайки, полозков, раскладок и др.

Из вышеупомянутых перечисленных дефектов мебели основную направленность ремонтных работ занимает все-таки износ лакокрасочных покрытий и мягких элементов мягкой мебели и ее покровного материала (обивки).

По сути, отделка мебели — это покрытие ее поверхности защитно-декоративным лакокрасочным материалом, который предохраняет изделие от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, придает ему красивый внешний вид, а также продлевает срок эксплуатации.

Виды отделки мебели зависят от многих факторов:

— применяемых лакокрасочных материалов,

— способа нанесения лакокрасочного покрытия,

— конструкции и формы ремонтируемой мебели,

— характера отделываемой поверхности,

— назначения изделия и ряда других факторов. Работы по обновлению лакокрасочных поверхностей подразумевают под собой некоторую этапность:

— старые лакокрасочные удаляют с ремонтируемой поверхности мебели для последующей отделки нитроцеллюлозными или полиэфирными лаками или эмалями механическими, химическим или тепловым способом.

— механический способ — при помощи различного шлифовального оборудования ручного и стационарного или вручную наждачной бумагой, что называется у нас «в рукопашную».

— химический способ — при помощи смывки СМ-1 или СМ-2.

Легко и быстро удаляют старые лакокрасочные спиртовые, масляные и нитроцеллюлозные покрытия. Лакокрасочные покрытия удаляют с разборной и неразборной мебели с вертикальных и горизонтальных поверхностей.

Валиком, флейцем или кистью равномерно наносят смывку плотным слоем на ремонтируемую поверхность изделия. Обработанное изделие устанавливают так, чтобы оно не касалось чего-либо. Эти работы лучше всего проводить где-нибудь на улице, а не в квартире, поскольку все виды смывок невероятно токсичны!!!

Набухшее или размягченное покрытие удаляют металлическим шпателем, решетчатой жесткой щеткой или мешковиной. Поверхность, обработанную смывкой, обильно смачивают растворителем № 646 и щеткой или ветошью тщательно ее промывают с последующей протиркой чистой, сухой, мягкой ветошью.

— тепловой способ — процесс удаления полиэфирных покрытий путем нагрева при помощи промышленного фена. Размягченная пленка после нагрева легко снимается шпателем.

Дальнейшая отделка ремонтируемой поверхности производится по общепринятой технологии любыми лакокрасочными материалами, но только после предварительного тщательного осмотра всего изделия, поскольку отдельные участки древесины и древесных материалов шпаклюют с целью устранения дефектов (вмятин, царапин, трещин, отверстий от выпавших сучков, сколов и вырывов).

Для заполнения и выравнивания отдельных местных поверхностей пользуются густыми шпаклевками (желательно в цвет древесины). Их наносят на отделываемую поверхность шпателями. Небольшое количество шпаклевки набирают на угол шпателя, накладывают на неровное место и разравнивают заподлицо с поверхностью. Излишнюю шпаклевку с поверхности удаляют. Для выполнения операции применяют гибкий стальной шпатель, рабочая кромка которого должна быть хорошо заточена, лезвие не должно иметь заусенцев и обрабатываемая поверхность изделия должна быть расположена горизонтально. Обработку производят последовательно. Вначале шпаклюют плоские поверхности, а затем кромки. Все зашпаклеванные места впоследствии необходимо отшлифовать до характерного блеска самой мелкой наждачной бумагой.

После удаления старых лакокрасочных покрытий с ремонтируемой мебели и проведению всех подготовительных работ рекомендуется применять следующие основные виды отделки мебели:

Прозрачная отделка мебели — отделка, при которой прозрачное покрытие не закрывает текстуру отделываемой поверхности. Прозрачная отделка может быть выполнена с сохранением естественного цвета и текстуры древесины и с изменением их за счет удаления старых лакокрасочных покрытий, обесцвечивания ранее окрашенной поверхности древесины, а также последующего крашения. При прозрачной отделке, как правило, применяются бесцветные нитроцеллюлозные и полиэфирные лаки.

Непрозрачная отделка мебели — отделка, при которой покрытие полностью закрывает естественный цвет и текстуру отделываемой поверхности. Непрозрачная отделка выполняется материалами различных цветов, обладающими наиболее хорошей укрывистостью, скрывающей естественный цвет и текстуру древесины. Непрозрачная отделка применяется в основном при ремонте кухонной мебели и мебели комбинированной конструкции. Для отделки такой мебели применяются нитроцеллюлозные и полиэфирные эмали, грунтовки и шпаклевки на основе полиэфирных и мочевиноформальдегидных смол. Качество покрытий нитроцеллюлозными эмалями намного ниже, чем полиэфирными и особенно слоистыми пластиками, поэтому нитроцеллюлозными эмалями отделывают менее ответственные поверхности (боковые стенки и внутренние стороны). Для отделки крышек кухонных столов, сидений табуретов, дверок шкафов и т.п. наряду с полиэфирной эмалью широко применяют декоративные пластики.

Матовая отделка мебели — при сравнительной простоте технологии нанесения матовых лаков и эмалей образует быстросохнущее, равномерное, матовое, красивое, твердое, шелковистое покрытие. Поверхности с матовой отделкой отремонтированной мебели не создает раздражающих бликов и беспорядочной отраженности. Матовая отделка выявляет благородство и теплоту естественной древесины: ясень, орех, дуб, каштан, красное дерево и др. Ремонтируемые изделия могут быть полностью отделаны матовыми лаками и эмалями, возможна также и комбинированная отделка. При этом в одном изделии мебели сочетаются глянцевые фасадные поверхности, отделанные полиэфирными лаками или эмалями, с матовыми боковыми поверхностями, отделанными матовыми лаками и эмалями.

Сложные отделки мебели — высокохудожественная работа, в которой требуются навыки и знания с применением дорогостоящих материалов и наличия пульверизационной кабины с принудительной вентиляционной вытяжкой, что создает нормальные в санитарном отношении условия труда. В таком случае лучше обратиться к специалистам мебельного производства. Крашение древесины — возможность полностью изменить или придать древесине ремонтируемого изделия новую окраску с сохранением текстуры с помощью красящих веществ. Одним из основных показателей в ремонте мебели является ее внешний вид и особенно качество отделки. В технологии отделки большое значении придается прозрачному крашению древесины (без вуалирования текстуры), повышающему художественные и декоративные свойства мебельных изделий. Проявление и обогащение естественной текстуры древесины, выравнивание неоднородностей натуральной окраски, имитация древесины широко распространенных лиственных пород (бук, береза, тополь, ольха, осина и др.) под декоративные породы (красное и ореховое дерево), придание древесине заданного цвета и тона достигается окрашиванием морилками. Крашение и нанесение отделочных материалов лучше всего производить методом пневматического распыления. Пневматическим распылением в пульверизационных кабинах можно быстро и равномерно наносить отделочные материалы на изделия любой конструкции и конфигурации.

Этот метод нанесения отделочных материалов, несмотря на некоторые недостатки, имеет весьма широкое распространение в производстве ремонта и изготовлении мебели. Основан на распылении лакокрасочных материалов с помощью сжатого воздуха. Струя воздуха, выходящая из сопла распылителя, преодолевает силы сцепления частиц отделочных материалов, распыляет его на отдельные капли диаметром 10-50 мкм. Попадая на поверхность, эти капли сливаются, образуя ровный монолитный слой покрытия.

Крашение производят за 1-3 раза в зависимости от желаемой густоты тона (от светлого до темного).

Распылитель перемещают вдоль волокон 400-500мм от отделываемой поверхности.

Методом пневматического распыления можно наносить все виды отделочных материалов: масляные, нитроцеллюлозные и полиэфирные лаки и эмали, шпаклёвки и растворы красителей, доведённые до нужной вязкости. Для выполнения операции нанесения лака или эмали деталь или изделие располагают в кабине с вентиляционной вытяжкой на подъёмном поворотном круге. Лак и эмаль перед нанесением разбавляют до рабочей вязкости растворителем или разбавителем и фильтруют через слой марли или сетку. Лак и эмаль наносят на обрабатываемую поверхность пневмораспылителем перекрёстным способом, перекрывающими по краям полосами вначале вдоль волокон, затем поперёк. Нанесение лака и эмали на горизонтальные поверхности производят перемещением краскораспылителя слева направо и справа налево движением вперёд от себя, а на вертикальные — сверху вниз и снизу вверх таким же движением. Как в первом, так и во втором случае распылитель должен быть расположен перпендикулярно к отделываемой поверхности. Однако перед тем как приступить к отделочным работам наше изделие должно пройти грунтование и порозаполнение древесины.

При прозрачной отделке древесины мелкопористых пород (берёза, ольха, бук и др.) подготовка поверхности ограничивается грунтованием. При отделке же крупнопористых пород (дуб, ясень, клён, орех и др.) необходимо производить порозаполнение. Обработка поверхности древесины порозаполняющими и грунтовочными составами перед лакированием значительно улучшает качество отделки. Эти операции влияют не только на внешний вид покрытия и экономию лака, но и на свойства покрытий — повышается долговечность и стойкость к воздействиям внешней среды. При заполнении пор порозаполнителями и грунтовками поверхность изделия выравнивается, и создаётся защитный слой, препятствующий проседанию лаковой плёнки независимо от срока эксплуатации мебели, а также создаётся более прочное сцепление (адгезия) последующих слоёв лака с древесиной. Применение грунтующих и порозаполняющих составов позволяет достичь высокого качества поверхности мебели, подготовленной под нанесение лакокрасочных покрытий, что сокращает количество операций дальнейшего цикла отделки — крашения, лакирования и полирования.

Грунтовочные составы наносят на поверхность древесины кистью, тампоном, пневматическим распылителем, наливом и окунанием. Порозаполнение поверхности кольцесосудистых пород древесины обрабатывают порозаполняющими составами в тех случаях, когда требуется получить прозрачные покрытия нитроцеллюлозными, мочевиноформальдегидными, полиэфирными и другими лаками. Преимущественно порозаполнение производят на поверхностях, отделываемых нитроцеллюлозными лаками с получением глянцевого и матового покрытия высокого качества.

Порозаполнители можно нанести на поверхность вручную кистью или тампоном. Затем тампоном из мешковины, ротационным движением, буквально втираем материал в поры древесины. После соответствующей выдержки поверхность протирают вдоль волокон сухой тканью.

Цвет порозаполнителя должен соответствовать цвету древесины.

Необходимо отметить, что нанесение патины производится по такой же технологии. После высыхания основного цвета наносится патина на места, которые следует выделить или затемнить и даём ей полностью высохнуть. После полного высыхания патины поверхности протираются вдоль волокон таким образом, чтобы основной цвет «вылез» на первый план. Обязательное условие — патина должна гармонично дополнять основной цвет по восприятию.

За патинированием следует процесс лакировки.

Существенным недостатком при применении полиэфирных лаков, особенно парафинсодержащих, является большая продолжительность процесса отверждения покрытий.

Сушка является обязательной операцией в процессе отделки мебели. Она ускоряет процесс отверждения. Её применяют на всех стадиях обработки изделия: после нанесения грунтовок, порозаполнителей, красителей, различных лаков и эмалей. При естественной сушке этот процесс может длиться 24 часа и более, на каждую стадию.

Лакокрасочные покрытия после нанесения, а также после сушки и стабилизации плёнки могут иметь неровности в виде волн различной величины и отдельные местные дефекты в виде кратеров, пузырьков, наплывов, шагрени и т.д. Дефекты получаются в результате недостаточно качественного нанесения покрытия, попадания в него воздуха, масел, пыли, ворсинок. Кроме того, неровности образуются вследствие происходящей при высыхании лаков и эмалей объемной усадки.

Выравнивание неровностей и устранение дефектов достигается путём облагораживания лакокрасочных покрытий, а именно путём шлифования, полирования, разравнивания и глянцевания.

Сухое шлифование производят между слоями нанесения грунтовок, порозаполнителей, шпаклёвок и нанесения лака и эмалей. Наибольшее распространение получил способ сухого шлифования по выравниванию полиэфирных прозрачных и непрозрачных покрытий перед полированием. Поверхность, подготовленная под полирование, должна быть хорошо отшлифована без пропусков и следов от шлифования.

Чтобы получить высокий класс отделки мебели с зеркально-глянцевым покрытием, необходимо полировать нитроцеллюлозные и полиэфирные покрытия соответствующими, однокомпонентными по своему химическому составу полировочными пастами. Процесс полирования пастами состоит в механическом удалении путём сошлифовывания мельчайших неровностей нитроцеллюлозной, полиэфирной, лаковой и эмалевой плёнки, которые образовались после сухого шлифования, и придания поверхности зеркального блеска. Гладкую поверхность получают в результате механического удаления микронеровностей тонким абразивом, входящим в состав пасты.

Пасту, сметанообразной консистенции, на нитроцеллюлозную и полиэфирную плёнку наносят тампоном, щёткой или кистью мазками, а затем полируют вдоль волокон древесины. Полировать лакокрасочное покрытие вдоль волокон древесины целесообразно потому, что оставшиеся малозаметные неровности, случайные риски простым глазом не просматриваются. Продолжительное полирование одного места поверхности изделия при слишком большом нажиме (лаковая пёнка при сильном нажиме легко протирается) может привести к перегреву нитролаковой и полиэфирной плёнки, в результате произойдёт её отслаивание. Детали полируют фланелевыми кругами, можно использовать ветошь тика или бязи.

При работе с отделочными материалами в условиях квартиры, загородного дома необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

— проводить работы только при наличии внутренней вентиляции в квартире (доме) и при открытых форточках (окнах),

— не курить, а газовые и электронагревательные приборы должны быть обязательно выключены,

— пищевые продукты должны быть надёжно изолированы,

— при работе с особо токсичным отделочным материалом (полиэфирные лаки и эмали) пользоваться индивидуальным средством защиты (респиратор, влажная марлевая повязка),

— производить работу в спецодежде и резиновых перчатках,

— после окончания работы необходимо хорошо проветрить помещение, убрать тару из-под лакокрасочных материалов и использованную ветошь, тампоны (известны случаи самовозгорания).

При ремонте отделочных покрытий мебели в домашних условиях возможно попадание лакокрасочных материалов на рядом стоящие предметы, пол, стены и т.д. Чтобы избежать этого, необходимо укрыть предметы, стены, пол полиэтиленовой плёнкой. Особенности ремонта мягких элементов мебели.

В отличие от корпусной, решётчатой, кухонной мебели мягкая мебель (диваны, диван-кровати, кресла, кресла-кровати, кровати, матрацы, стулья, танкетки, мягкая детская мебель и т.д.) по своей структуре является наиболее сложной и трудоёмкой и требует при ремонте весьма большого набора расходных материалов и инструмента.

Каждое изделие мягкой мебели состоит из силовой конструкции — рамы, царги, подлокотников, ножек, опорных щитков и функциональных элементов — мягких сидений, спинок и съёмных подушек.

В процессе эксплуатации мягкие элементы мебели подвергаются действию самых разнообразных нагрузок, отличающихся как по величине, так и по характеру приложения и распределения.

Следовательно, они подвержены износу значительно быстрее, чем жесткие элементы мебели.

В основном ремонтируют мягкие элементы после 5-10 лет эксплуатации. В процессе эксплуатации в мягких элементах часто появляются такие дефекты, как износ, старение или потеря внешнего вида облицовочного материала, износ или старение набивочного, настилочного, покровного материалов, поломка или порча пружин и фурнитуры, нарушение формы мягкого элемента, а также неравномерность усадки его поверхности или борта; нарушение жесткости, эластичности или гибкости основания мягкого элемента.

Продолжительность и трудоёмкость технологического процесса ремонта зависят в основном от конструкции и формы изделия, применяемых материалов, полуфабрикатов и заготовок, уровня организации и квалификации ремонта.

Технологический процесс ремонта мягких элементов мебели может быть разделён на два основных этапа: разборка мягких элементов и формирование разобранных мягких элементов мебели. В зависимости от образования дефектов и вида выполняемых обойных работ разборка мягких элементов мебели может быть произведена путём снятия фурнитуры, облицовочного, покровного, набивочного, настилочного, и увязочного материалов, а также снятия пружин и других работ. Перед разборкой при необходимости производится санитарная обработка ремонтируемого изделия химическим путём, стиркой или другими средствами. Фурнитуру снимают для того, чтобы удобно было ремонтировать мягкий элемент мебели. В зависимости от конструкции в мебели встречается различная фурнитура болты, шайбы, угольники, петли, стяжки, замки и механизм трансформации. Фурнитуру следует снимать аккуратно, без повреждений и поломок, как самой фурнитуры, так и элементов, к которым она крепилась. По окончании ремонта и сборки мягких элементов снятая фурнитура может быть повторно использована, а при необходимости заменена другой. Снятие облицовочного материала производится на рабочем специальном столе. В начале удаляют обойные гвозди или скобы, при помощи которых была закреплена облицовочная ткань, затем распарывают швы на углах и осторожно снимают облицовочную ткань, не допуская при этом образования новых дефектов на материале. Снятый облицовочный материал, может повторно использован при ремонте изделия, в качестве готового лекала для нового облицовочного материала, но с учётом всех деформаций старого материала и припусков на каждую сторону.

Снятие покровного, набивочного, настилочного и увязочного материалов начинается с удаления обойных гвоздей, скоб и других крепёжных материалов. Далее производят расшивку и распорку ткани на бортах и шпагатных швов, затем с пружин снимают набивочный и настилочный материалы, в том числе стружку, мочало, морскую траву, вату, губчатую резину, поролон и др. После этого с пружин снимают переплёт из шпагата (его отрезают), если это вызвано необходимостью, и заменяют новым. Изношенные пружины также заменяют новыми и удаляют остатки гвоздей и скоб. Ослабленные пружины можно поменять местами, т.е. пружины находящиеся в середине изделия и подвергавшиеся усиленному процессу эксплуатации установить по краям по длине изделия, а крайние пружины, подвергавшиеся меньшим нагрузкам, поставить в середину, в этом случае пружины должны иметь необходимую упругость и осадку, а кольца должны быть перпендикулярны вертикальной оси пружин, без перекоса. Используемые старые пружины должны быть очищены от ржавчины. Чтобы пружины не смещались, для их закрепления применяют крученый льняной шпагат толщиной 1.5 мм или шнур, который должен быть туго натянут, узлы плотно затянуты и концы шпагата связаны между собой. Перевязывать пружины следует так, чтобы кольца их при осадке не соприкасались друг с другом и могли свободно работать в вертикальном направлении, т.е. сжиматься и распрямляться, обеспечивать при эксплуатации эластичность, бесшумность осадки и подъёма, а также иметь постоянную форму и равномерное распределение нагрузки между пружинами. Если пружины непригодны, то их следует заменять пружинным блоком, который может быть изготовлен по размеру данного изделия на предприятии изготавливающую мебельную фурнитуру и доставлен к месту, где производится ремонт мягких элементов.

Формирование мягкого элемента начинается с закрепления покровного материала. Перевязанные пружины или пружинный блок, надёжно закреплённый к каркасу изделия, равномерно покрывают плотным полотном. Его натягивают, подгибают и прибивают обойными гвоздями или скобами к раме или коробке каркаса. Покровную ткань натягивают не слишком сильно. Окончательно полотно натягивают после пришивки его к бортовому пруту и пружинам в четырёх местах кривыми иглами двухмиллиметровым шпагатом, который завязывают петельным узлом. Чтобы избежать смещения полотна во время прибивания, его временно закрепляют одним гвоздём с каждой стороны. Затем, начиная от середины, полотно прибивают гвоздями или скобами через каждые 40 ,мм попеременно в левом и правом направлении, сначала с одной стороны, а затем, натягивая с других сторон. Натяжение должно быть равномерным по утку и основе полотна. Узкое полотно предварительно сшивают.

Настилочный материал накладывают равномерным слоем на покрытое покровной тканью пружинное основание, причём формируют его сначала на бортах, а затем поверх заготовки на уровне кромки простёганных бортов настилают ровным слоем настилочный материал.

В качестве настилочного материала применяют вату различных сортов, лавсановые и капроновые очёсы, конский волос, рулонные и листовые материалы.

Настилочный слой из рассыпных материалов, таких как вата, конский волос, мочало и др. в пружинных конструкциях мягких элементов мебели необходимо укладывать между двумя полотнищами покровного материала с обязательной простёжкой и креплением к пружинному блоку. При применении настилочных листовых и рулонных материалов, в том числе полиуретанового поропласта (поролон), ватника, ватина, ватилина и др. применять полотнища в качестве верхнего покровного материала нет необходимости, но простёжка с последующим креплением к пружинному блоку также обязательна.

Сформированный мягкий элемент мебели покрывают облицовочным материалом, который придаёт ремонтируемому изделию необходимый внешний вид и повышает его прочность. При использовании новой облицовочной ткани цвет и рисунок её должны соответствовать отделке деревянных деталей, удачно гармонировать между собой и другими предметами вашего интерьера по форме и цвету. Облицовочная ткань должна обладать необходимой износостойкостью к истиранию, минимальной сминаемостью, не быть маркой и легко поддаваться чистке. Применяемую ткань следует раскраивать с учётом сохранения рисунка на всех ремонтируемых мягких элементах — сидении, спинке, подлокотнике и т.д.

Облицовочную ткань накладывают на отремонтированный мягкий элемент и временно закрепляют булавками. Обтягивание тканью производят на специальном опрессовочном пневмопрессе для натяжки ткани со степенью сжатия мягкого элемента в пределах 5-7 %. После того как выровнена и правильно натянута ткань на мягкий элемент, её окончательно прибивают гвоздями или скобами (расстояние между ними 20-30 мм) и зашивают углы нитками, соответствующими цвету ткани.

Облицовочная ткань должна быть натянута на мягкие элементы с соблюдением симметрии рисунка, без морщин и перекосов, подвёрнута по краям и прочно прикреплена к каркасу скобами или обойными гвоздями, либо без подвёртки приклеена по краям. Метод приклеивания отличается высокой производительностью, технологичностью, обеспечивает надёжное крепление тканей. С внутренней стороны каркас обтягивают мешковиной, парусиной или двунитком. Ткань натягивают сначала по длине от середины, а затем по ширине от середины, прикрепляя её с подогнутыми краями к коробке обивочными или толевыми гвоздями. Расстояние между гвоздями не более 40-50 мм.

Для сшивания кожи или её заменителей, пошива деталей и заготовок из плотных тканей лучше применять швейную машину класса соответствующую отечественной класса 23-А.

В последнее время большие требования предъявляются не только к качеству ремонта мягкой мебели, но и к внешнему виду, художественному оформлению. Рекомендуется применять декоративную прошивку облицовочной ткани с настилочным (рулонным или листовым) слоем. Такая прошивка с различными узорами придаёт изделию красивый внешний вид и комфортабельность. Декоративная прошивка элементов мягкой мебели может быть выполнена по шаблону на одноигольной челночной швейной машине класса 23-А или вручную.

Мебель старинная, антикварная представляет собой большую историческую ценность, и её следует не обновлять, а реставрировать — восстанавливать. В ремонт же принимается мебель любой конструкции, независимо от сложности её обновления, за исключением ветхой мебели, которая не подлежит ремонту.

Если изделие или его элементы требуют сложного ремонта, то их могут отремонтировать на ремонтно-мебельных мастерских, куда они доставляются транспортными средствами предприятия и возвращаются качественно отремонтированными. Детали, узлы и элементы деревянных конструкций корпусной, решетчатой, кухонной и мягкой мебели относятся к жестким элементам. Преждевременного разрушения жесткого элемента может и не быть, если производить периодически проверку состояния мебели, следить за крепёжной и лицевой фурнитурой, не допускать ослабления соединительных разборных деталей, узлов и элементов мебели, постоянно ухаживать за отделочными покрытиями.

Ремонт жестких элементов мебели имеет определённую сложность, и даже от мастера-краснодеревщика требуются хорошие знания, как в технологии ремонта, так и в конструкции ремонтируемой мебели, необходим достаточный опыт в работе и высокая квалификация, чтобы обеспечить ремонт мебели высокого качества.

Ремонт жестких элементов мебели включает следующие основные работы, но прежде чем приступить к ремонту, необходимо разобрать изделие, что позволит механизировать наиболее трудоёмкие процессы, такие как:

— клеильно-облицовочные с очисткой дефектного места от старой облицовки и клея с подбором строганого шпона по цвету и текстуре,

— облицовывание кромок щита или брусков с очисткой от старой облицовки и клея с подбором строганого шпона, — замена пилястр, обкладок, штапиков из массива на кромках щитов, рамок, брусков.,

— замена направляющих брусков,

— замена деталей (бруски продольные, боковые, средние, ножки) в коробках, ящиках, скамейках, табуретах и других аналогичных изделиях,

— замена деталей (ножки, царги, проножки, направляющие бруски, полки и др.) в столах обеденных и письменных,

— замена деталей (ножки, царги, проножки, бруски, локотники и др.) в стульях и креслах,

— устранение механических повреждений (забоины, царапины, трещины, сколы, вырывы и др.) в деталях из массива с подбором заделок по цвету и текстуре древесины,

— ремонт замочных гнёзд или присадочных отверстий, ключевины, футорков и др.,

— переклейка узлов соединения на прямой ящичный шип (ящики, полуящики, коробки и т.п.),

— переклейка узлов соединения на прямой рамный шип (рамки, скамейки, и т.п.),

— полная переклейка корпусной неразборной мебели (шкафы, буфеты, серванты, комоды и др.), собранную на шкантах,

— переклейка корпуса столов обеденных,

— переклейка корпуса столов письменных однотумбовых и двухтумбовых,

— переклейка корпуса столиков журнальных,

— переклейка каркаса стульев и кресел, танкеток, пуфов и др.,

— изготовление и вставка в деталь прямого плоского шипа,

— вгонка и навеска дверок,

— вгонка полок и других элементов,

— установка ящиков в проём с подгонкой,

— установка коробок или скамеек,

— приклейка пластика,

— приклейка сукна, дерматина, кожи,

— установка или замена раскладок и направляющих полосков из древесины твёрдых лиственных пород и т.д.

Для разборки мебели необходимо иметь: электрошуруповёрт, электродрель, набор столярного ручного инструмента, набор гаечных ключей, промышленный пылесос и др.

К ручному столярному инструменту относятся: полуфуганок, рубанок с одной и двумя железками, киянка, набор свёрл диаметром от 1 до 16 мм, набор отвёрток шириной от 3 до 10 мм шлицевых и крестовых, ножовка, пила, набор стамесок шириной от 4 до 25 мм, набор долот шириной от 6 до 20 мм, набор полукруглых стамесок шириной от 6 до 30 мм, набор струбцин, молоток столярный и отбойный, ножницы для резки тканей, иглы швейные, иглы обойные, шило, клещи для натяжки тканей, клещи столярные, цикли, молоток притирочный с электроподогревом или утюг, шпатель, линейка металлическая, штангенциркуль, угольник, рулетка измерительная, стусло, рейсмус, напильник трёхгранный, рашпиль для дерева, кисти для клеящих материалов и крашения древесины.

В процессе ремонта жестких элементов мебели необходимо учитывать, что конструкция и основные размеры должны быть сохранены. Заменяющие детали должны иметь такую же форму и размеры, как и заменяемые. Изменения конструкции и основных размеров допускаются, но они должны быть оправданными и не должны ухудшать архитектурных форм и эксплуатационных качеств отремонтированной мебели.

Для отдельно стоящих изделий отклонения от основных габаритных размеров в отремонтированной мебели не должны превышать 1 мм на сторону.

Коробление отремонтированных и вновь изготовленных дверей всех конструкций не должно превышать 1.5 мм.

Выдвижные полки, ящики и другие элементы должны иметь свободный лёгкий ход по всей длине.

Зазоры в проёмах на сторону не должны превышать 1.5 мм для вкладных фасадов дверей и для ящиков с передними стенками, входящими в проём.

Не разрешается соединять лицевые элементы мебели гвоздями и сквозными нагелями.

Допускается крепление шпильками штапиков, раскладок, обкладок, карнизов с последующим шпаклеванием отверстий от них. Облицовывание поверхности изделий сукном, дерматином, кожей и другими материалами должно быть выполнено без складок, морщин, волнистости, с равномерным обрезом кромок и плотным прилеганием к обкладкам.

При восстановлении инкрустации шпон необходимо подбирать из той же породы древесины соответственно текстуре и цвету. Фуги при восстановлении инкрустаций должны быть плотными.

Вновь изготовленные гнутые, гнутовыклейные и гнутопропильные детали должны сохранять в процессе эксплуатации приданную им форму.

Пробки и вставки для заделок, как правило, изготавливаются из древесины той же породы, что и детали с одинаковым направлением волокон, и устанавливаются плотно на клею.

Шпон для полной или частичной облицовки подбирают по цвету и текстуре в полном соответствии с облицовкой всего изделия, узла или детали.

На лицевых поверхностях изготавливаемых деталей из массива нельзя допускать: недострожку, расколы, расслоения, защепы, мшистость, вырывы волокон древесины, вмятины, царапины, отверстия, недошлифовку.

Влажность древесины во вновь изготовленных деталях не должна превышать влажности древесины ремонтируемой детали.

Влажность древесных материалов, применяемых для изготовления всех деталей изделия при воспроизводстве в идеале должна быть не более 8% абс.

Вставные круглые шканты и плоские шипы должны изготавливаться из древесины твёрдых лиственных пород, влажность которых не должна превышать 6% абс.

Устранение дефектов облицовки происходит как мы уже говорили после полной или частичной разборки ремонтируемого изделия, высвобождая элементы, которые требуют ремонта или замены. С поверхности разобранных изделий щёткой или ветошью удаляют пыль и грязь. Изделия или детали, имеющие дефекты ремонтируют в горизонтальном положении. Перед устранением дефектов облицовки следует удалить старые лакокрасочные покрытия со всей плоскости механическим, химическим или тепловым способом. При отслаивании облицовочной фанеры (шпона) дефектное место (чиж) надрезают ножом или стамеской под углом 30-45 и вводят клей (поливинилацетатную дисперсию). В зависимости от характера дефекта облицовки устранить его можно и без надреза, в этом случае компоненты синтетического клея вводят при помощи шприца. После этого дефектное место через прокладку из шпона притирают притирочным молотком или утюгом. Температура молотка и утюга 110-120. После выдержки 1.5-2 часа поверхность зачищают шлифовальной шкуркой № 5-6 вручную, затем отремонтированное изделие поступает на дальнейшую обработку — отделку. При наличии вмятин, забоин, сколов, вырывов и других дефектов, которые невозможно устранит шпаклеванием, дефектные места расчищают под вставку при помощи стамески. Эти же операции можно выполнить на копировально-фрезерном станке с верхним расположением шпинделя по шаблону-копиру. Шаблоны изготавливают заранее различных размеров и профилей в зависимости от площади разрушения. Шаблоны-копиры должны быть двойными. На одном выбирается гнездо под вставку, на другом изготавливается сама вставка. При отсутствии копировально-фрезерного станка разметку под выборку гнезда под вставку и саму вставку размечают по шаблону. Применение шаблонов значительно облегчает труд столяра по подгонке и наложению вставки. Вставку плотно, без зазоров подгоняют по месту дефекта, приклеивают с помощью пневмовайм или струбцин. После выдержки под давлением в течение 20-30 мин изделие выдерживают до зачистки в течение 3-4 ч при комнатной температуре.

При образовании царапин и трещинок на массиве необходимо расчистить дефектное место и зашпаклевать два-три раза, а затем зачистить и произвести дальнейшую отделку в соответствии с принятой технологией.

Для замены непригодных пилястр, обкладок и штапиков их необходимо изготовить вновь по общепринятой технологии, а затем приклеивают к элементам ремонтируемой мебели по старому клеевому шву (столярному или смоляному).

Качество приклеивания пилястр, раскладок и штапиков проверяется визуально. Проверке подлежат все детали.

За время эксплуатации у стульев, кресел, диванов и других изделий чаще всего разрушаются склеенные шиповые соединения, в результате чего мебель становится неустойчивой. Это происходит из-за высыхания древесины и применения клеящего материала низкого качества.

При ремонте мебели может быть произведена переклейка шиповых сопряжений у ящиков, полуящиков и коробок, выполненных на прямых, ящичных, шкантовых и других шипах и у рамок, коробок и скамеек, выполненных на прямых рамных шипах. Может быть также произведена переклейка корпуса неразборного шкафа, буфета, серванта и других ранее собранных изделий на шкантах. Переклейка узловых соединений и всего изделия по старому клеевому шву поливинилацетатной дисперсией и синтетическими клеями производится в такой последовательности. Вначале узловое соединение или весь каркас изделия разбирают на детали или комбинаты, при этом из гнезда осторожно вынимают ослабленный шип без повреждения целостности древесины, затем щёткой удаляют остатки клеевой пыли от разрушившегося клеевого шва. После разборки шип и гнездо смазывают тонким ровным слоем без пропусков клеевой основой.

Ослабленное шиповое соединение уплотняют за счёт наращивания шипа по длине и ширине вставкой из шпона или меняют его на подходящий.

После нанесения клея или дисперсии узловое соединение, комбинат или полностью изделие тут же собирают и зажимают в струбцинах, выдерживая 20-30 мин, затем снимают давление и выдерживают в свободном состоянии 2-3 часа. Остатки клея на древесине легко удаляют влажной ветошью. Собранный узел должен быть прочно склеен и не иметь перекосов, вмятин, масляных пятен и следов клея.

Во время сборки важно не допустить перекосов мебели, её следует устанавливать на ровном полу всеми опорными точками, иначе возникает смещение узловых соединений, из-за чего ящики выдвигаются с большим усилием, дверки плохо открываются и закрываются.

В процессе эксплуатации мебель рекомендуется использовать по назначению, не допускать небрежности при пользовании и перестановке. Лучше не передвигать мебель, а переносить её, предварительно разгрузив от вещей и предметов.